Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Понятие и классификация. Определение «дети с ОВЗ» подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Согласно основной классификации дети-инвалиды и дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:
- с нарушением слуха;
- с дисфункцией речи;
- с патологией опорно-двигательного аппарата;
- с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
- с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
- дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.
Характеристика детей-инвалидов и детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
Цель психолого-педагогического сопровождения: создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- возможность освоения детьми с ОВЗ общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
В МБДОУ ДС № 458 постоянно проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды. На сегодняшний день создан ряд условий:
- Наличие вывески при входе в объект с названием организации, графиком работы организации, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
- Наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для инвалидов по зрению;
- Наличие поручней;
- При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ возможно предоставление сопровождающего лица.
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе приспособленных для использования инвалидами и детьми с ОВЗ
- групповые помещения, предназначенные как для проведения практических занятий, так и для игровой деятельности детей, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Пространственная среда групповых помещений, мебель, игровое оборудование, средства обучения соответствуют возрасту детей и индивидуальным особенностям их развития;
- кабинет учителя-логопеда,
- кабинет педагога-психолога;
- методический кабинет, подключённый к сети Интернет.
Сведения о библиотеке
Отдельного помещения для библиотеки в ДОУ нет. Библиотека детского сада располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях.
Методическая литература размещена по разделам:
«Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Справочная литература» (различные энциклопедии, справочники).
Значительное место отводится в методическом кабинете периодическим изданиям профессиональной направленности.
В библиотеку детской художественной литературы входят, прежде всего, произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ. Кроме того, в этот раздел входят сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.
Сведения об объектах спорта. В ДОУ имеются:
- физкультурные уголки в групповых помещениях, оборудованные всем необходимым инвентарём, соответствующим требованиям гигиены и эстетики, правилам охраны жизни и здоровья детей, в том числе инвалидов и детей с ОВЗ;
- музыкально-спортивный зал, оснащённый разнообразным спортивным оборудованием;
- спортивная площадка оборудована спортивными конструкциями;
- на территории — 12 игровых площадок для проведения прогулок с детьми, в том числе для инвалидов и детей с ОВЗ, оборудованные спортивно-игровым сооружением (современные металлоконструкции, лазанки, песочницы, столы, скамейки, закрытые веранды).
Сведения о средствах обучения и воспитания, приспособленных в том числе для использования инвалидами и детьми с ОВЗ
Средства обучения и воспитания, приспособленные в том числе для использования инвалидами и детьми с ОВЗ, используемые в ДОУ для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
- печатные (методические пособия, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал и т.д.)
- электронные образовательные ресурсы (мультимедийные универсальные энциклопедии и т.д.)
- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, мультфильмы на цифровых носителях)
- наглядные плоскостные (плакаты, иллюстрации настенные, магнитные доски)
- демонстрационные (муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
- спортивное оборудование (спортивные снаряды, мячи и т. д.).
План мероприятий (дорожная карта) по повышению значений показателей доступности для инвалидов объекта социальной инфраструктуры МБДОУ ДС № 458
Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе инвалидов и детей с ОВЗ
В дошкольном учреждении создано единое информационное пространство для обеспечения эффективной социализации всех участников образовательного процесса в условиях информационного общества. Рабочие места руководителя ДОУ, заместителей, специалистов оборудованы автоматизированными рабочими местами. Информационная база ДОУ оснащена: электронной почтой — mdou458@mail.ru, локальной сетью, выходом в Интернет. Разработан и действует сайт ДОУ. Детский сад имеет в сети Интернет свой сайт — ds458.ru
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и детей с ОВЗ См. раздел «Материально-техническое обеспечение программы»
Специальные условия питания для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: отсутствуют
Жилые помещения в общежитии, интернате, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: отсутствуют
Сведения о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат не предусмотрено